Топливный насос высокого давления (рис. 1 и 2) в сборе с муфтой опережения впрыска и топливоподкачивающим насосом расположен в развале блока цилиндров и закреплен к блоку четырьмя болтами.
Привод насоса от шестерен распределения осуществляется ведомой и ведущей полумуфтами.
Вращение насоса со стороны привода правое (по часовой стрелке).
В период эксплуатации автомобиля периодически снимать топливный насос высокого давления с двигателя для проверки и регулировки на стенде.
Для снятия топливного насоса высокого давления с двигателя снять крышку воздушного фильтра, отвернуть стержень и снять фильтрующий элемент.
Ослабить затяжку хомутов на патрубках корпуса воздухофильтра и снять его.
Отвернуть топливопроводные болты и отсоединить от электромагнитного клапана топливные шланги.
Рассоединить в штекерном разъеме провод, идущий к электромагнитному клапану.
Отвернуть четыре болта и снять соединительный патрубок впускных коллекторов и его прокладки.
Отверстия во впускных коллекторах закрыть заглушками из фанеры или картона.
Отвернуть накидные гайки, соединяющие трубки высокого давления с топливным насосом высокого давления и форсунками. Отвернуть болты, снять скобы и трубки высокого давления.
Отвернуть топливопроводные болты и отсоединить от топливного насоса высокого давления и подкачивающего насоса топливные штанги и трубку подвода масла.
Отвернуть болты крепления трубки отвода масла.
Отвернуть болты и снять топливный насос высокого давления в сборе с муфтой опережения впрыска и подкачивающим насосом.
Отсоединенные наконечники топливных шлангов и трубок, а также штуцера, резьбовые отверстия у насоса и форсунок закрыть пробками или изоляционной лентой.
Проверять и регулировать топливный насос высокого давления на стенде совместно с рабочим комплектом форсунок, которые предварительно проверить и отрегулировать.
После установки насоса на стенд полость насоса заполнить моторным маслом до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора (0,16 ÷ 0,20 л).
Заливать масло в насос через отверстие в крышке, закрытое пробкой.
На время испытаний сливную трубку отвода масла установить на насос так, чтобы второй конец ее был направлен вверх, а кожух 24 (см. рис. 2) снять с обоих рядов секций.
При проверке топливного насоса высокого давления контролировать:
- - начало подачи топлива секциями насоса;
- - величину и равномерность подачи топлива секциями насоса;
- - частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу выключения и полному выключению регулятором скорости подачи топлива секциями насоса через форсунки.
Проверку и регулировку начала подачи топлива секциями проводить на стенде в следующем порядке
Топливный насос высокого давления установить на стенд и соединить с приводом через ведомую полумуфту автоматической муфты опережения впрыска топлива.
Вывернуть перепускной клапан 11 (см. рис. 1), на его место завернуть пробку М14 х 1,5 с уплотнительной прокладкой.
Проверить герметичность нагнетательных клапанов 12 (рис. 3).
Для этого по трубопроводу с краном и манометром через подводящий штуцер в насос подвести профильтрованное топливо под давлением 1,7—2,0 кгс/см2.
Выключить подачу топлива, для чего рычаг 7 (рис. 4) перевести в крайнее заднее положение — до упора в болт 8 (4 — пломба).
Течь топлива из штуцеров 15 (см. рис. 3) по истечении 2-х мин после подвода в насос не допускается.
В случае течи нагнетательный клапан в сборе с корпусом 11 заменить.
Проверить и при необходимости отрегулировать давление открытия нагнетательных клапанов при выключенной подаче топлива.
Для этого по трубопроводу с краном и манометром подвести через подводящий штуцер профильтрованное дизельное топливо под переменным, плавно увеличивающимся, давлением от 5 кгс/см2 до 15 кгс/см2.
Давление открытия клапана замерять по показаниям манометра на трубопроводе подвода топлива у штуцера насоса.
За давление открытия нагнетательного клапана считать давление, замеренное в момент начала вытекания топлива из штуцера 15.
Величина давления открытия нагнетательного клапана должна быть в пределах 9 ÷ 10 кгс/см2.
В случае если давление открытия клапана не соответствует указанному, отрегулировать его толщиной пакета регулировочных шайб 16.
При увеличении толщины пакета шайб давление открытия нагнетательного клапана возрастает, при уменьшении толщины пакета шайб уменьшается.
После подрегулировки давления штуцер затянуть (момент затяжки 10— 12 кгс/м).
При проверке и регулировке начала подачи топлива секциями на штуцер восьмой секции топливного насоса высокого давления установить моментоскоп (рис. 5), остальные штуцеры соединить с форсунками.
Через подводящий штуцер топливного насоса высокого давления по трубопроводу с краном и манометром подвести профильтрованное дизельное топливо под давлением 15— 16 кгс/см2.
Включить полную подачу топлива, для чего рычаг 2 (см. рис. 4) перевести в крайнее заднее положение — до упора в болт 1.
Открыть кран, при этом в полость «А» (см. рис. 3) поступит топливо под давлением 15—16 кгс/см2.
Медленно вращая по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода) кулачковый вал насоса за муфту опережения впрыска, добиться, чтобы давлением топлива открылся нагнетательный клапан 12 и топливо начало вытекать из капиллярной трубки моментоскопа, установленного на штуцере восьмой секции насоса.
Дальнейшим вращением кулачкового вала за муфту добиться прекращения течи топлива из моментоскопа.
В момент прекращения течи топлива из моментоскопа при проверке происходит перекрытие винтовой канавкой «Б» плунжера доступа топлива из полости «А» к нагнетательному клапану и моментоскопу.
Момент прекращения течи топлива из моментоскопа при проверке соответствует началу вытеснения (подачи) плунжером топлива из пространства между плунжером и нагнетательным клапаном.
Поэтому следует с особой точностью уловить момент прекращения течи топлива из моментоскопа и по лимбу стенда в этот момент зафиксировать угол.
Этот угол поворота кулачкового вала насоса будет началом подачи топлива восьмой секцией топливного насоса высокого давления.
Проверить и при необходимости отрегулировать подбором пяты толкателя начало подачи топлива восьмой секцией насоса.
У правильно отрегулированного топливного насоса начало подачи топлива восьмой секцией должно быть за 42°30′ ± 30′ до оси симметрии профиля кулачка.
В момент начала подачи топлива восьмой секцией метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска должны совпадать.
Переставить моментоскоп в порядке работы насоса на штуцеры остальных секций.
Продолжая вращать кулачковый вал за муфту опережения впрыска топлива, указанным выше способом, определить моменты превращения течи топлива из моментоскопа остальными секциями насоса, регистрируя при этом показания лимба на стенде.
Эти показания и будут моментами начала подачи топлива каждой секцией топливного насоса по углу поворота кулачкового вала.
Если угол поворота кулачкового вала насоса, при котором началась подача топлива восьмой секцией, условно принять за начало отсчета — 0˚, то остальные секции в порядке работы насоса должны начать подачу топлива при углах поворота кулачкового вала, указанных в табл. 1.
Неточность начала подачи топлива любой секцией насоса относительно восьмой секции допускается не более ± 0˚20′.
Регулировать начало подачи топлива путем установки в толкатель под плунжер пяты толкателя нужной толщины. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше, при установке пяты меньшей толщины — позже.
Изменение толщины пяты на 0,05 мм соответствует изменению угла поворота кулачкового вала на 0°12′.
Заводом-изготовителем предусмотрено изготовление пяты толкателя девятнадцати размерных групп (табл. 2).
Обозначение размерной группы |
Толщина пяты толкателя, мм |
Обозначение размерной группы |
Толщина пяты толкателя, мм |
---|---|---|---|
-9 |
3,60-0,05 |
1 |
4,10-0,05 |
-8 |
3,65-0,05 |
2 |
4,15-0,05 |
-7 |
3,70-0,05 |
3 |
4,20-0,05 |
-6 |
3,75-0,05 |
4 |
4,25-0,05 |
-5 |
3,80-0,05 |
5 |
4,30-0,05 |
-4 |
3,85-0,05 |
6 |
4,35-0,05 |
-3 |
3,90-0,05 |
7 |
4,40-0,05 |
-2 |
3,95-0,05 |
8 |
4,45-0,05 |
-1 |
4,00-0,05 |
9 |
4,50-0,05 |
0 |
4,05-0,05 |
|
|
Номер размерной группы нанесен на нерабочей части торца пяты толкателя.
Проверять и регулировать насос по величине и равномерности подачи топлива секциями в следующей последовательности
Вместо пробки установить перепускной клапан 11 (см. рис. 1) и проверить давление топлива на входе в топливный насос при частоте вращения кулачкового вала 1300 об/мин. Давление топлива должно быть 0,6— 0,8 кгс/см2.
Если давление отличается от указанного, отвернуть пробку клапана и отрегулировать шайбами.
Дизельное топливо перед подачей в насос должно быть профильтровано, и иметь температуру 25—30 °С.
Включить полную подачу топлива, для чего рычаг 2 (см. рис. 4) перевести в крайнее заднее положение до упора в болт 1.
При частоте вращения кулачкового вала 1300 ± 10 об/мин проверить и при необходимости отрегулировать величину средней цикловой подачи топлива каждой секцией насоса, которая должна быть 75,0—77,5 мм/цикл.
Продолжительность каждого опыта при определении объемной подачи топлива должна обеспечивать объем замеряемого топлива в бюретках стенда не менее 20 см3.
Неравномерность цикловой подачи топлива по секциям насоса не должна превышать 5%.
Величину цикловой подачи каждой секции насоса регулировать поворотом корпуса секции 17 (см. рис. 2) относительно корпуса насоса 1.
При повороте корпуса секции вправо цикловая подача уменьшается, при повороте влево увеличивается.
Перед регулировкой отвернуть на один - два оборота гайку трубопровода высокого давления, ослабить на ½ оборота затяжку гаек 19 и 22.
После регулировки гайки 19 и 22 затянуть (момент затяжек 2,5—3,0 кгс/м).
Проверить и при необходимости отрегулировать болтом 1 (см. рис. 4) частоту вращения кулачкового вала насоса в момент начала перемещения реек в сторону выключения подачи топлива.
Перед проверкой вывернуть пробку 13 рейки (см. рис. 1). При проверке рычаг 2 (рис. 4) должен быть прижат к болту 1.
Начало движения реек должно осуществляться при частоте вращения кулачкового вала 1335—1355 об/мин.
Проверить частоту вращения кулачкового вала, соответствующую полному отключению регулятором скорости подачи топлива через форсунки при упоре рычага 2 в болт 1.
Подача топлива при частоте вращения кулачкового вала 1480—1555 об/мин не допускается.
Проверить и при необходимости отрегулировать частоту вращения кулачкового вала, соответствующую началу выключения подачи топлива через форсунки при упоре рычага 2 в болт 3.
Полное отключение подачи должно быть при частоте вращения кулачкового вала насоса в пределах 300— 350 об/мин. Регулировать болтом 3.
В случае отключения подачи топлива при большей частоте вращения кулачкового вала, болт 3 вывернуть, при меньшей частоте завернуть.
Проверить и при необходимости отрегулировать положение болта 8, ограничивающего ход рычага 7 в сторону выключения подачи.
При упоре рычага 7 в болт 8 подача топлива из форсунок всех секций насоса на любом скоростном режиме насоса должна полностью прекратиться.
При этом проверить запас хода реек в сторону выключения подачи, который должен быть 0,7—1,0 мм.
Проверить и при необходимости отрегулировать величину пусковой подачи топлива болтом 6 при частоте вращения кулачкового вала 100 ± 10 об/мин и упоре рычага 2 в болт 1.
Величина средней пусковой подачи топлива должна быть 195—210 мм3/цикл. Величину пусковой подачи топлива регулировать болтом 6; для увеличения подачи болт вывернуть, для уменьшения завернуть.
После выполнения проверочных и регулировочных работ топливный насос в предусмотренных местах опломбировать — для исключения возможности произвольного изменения регулировки.
В отдельных случаях при эксплуатации автомобиля, а также при выполнении проверочных регулировочных работ возникает необходимость топливный насос высокого давления частично или полностью разобрать для замены пяты толкателя, нагнетательного клапана, плунжерной пары и т. п.
Полная разборка топливного насоса высокого давления:
установить и закрепить насос на специальном стенде или в тисках;
- - снять пломбы, отвернуть четыре винта и снять защитные кожуха 24 (см. рис. 2);
- - снять пломбу, отвернуть восемь болтов и снять крышку 7 (см. рис. 1) в сборе;
- - разобрать центробежный регулятор частоты вращения (рис. 6), для чего извлечь ось 44 и, не рассоединяя, снять рычаги 42, 43 и 35, упорную пяту 47 с шайбами, пружину 37;
- - рассоединить снятые детали. Для рассоединения рычагов 42 и 43 извлечь втулку. В случае крайней необходимости снять пружину 39 и рычаг 36. Снять муфту 12 грузов в сборе с подшипником 11;
- - в случае замены подшипника снять стопорное кольцо и спрессовать с муфты подшипник 11. Вывернуть пробки 13 (см. рис. 1);
- - отвернуть две гайки и снять топливоподкачивающий насос 29 (см. рис. 2) с пружиной 31 толкателя я ручным топливоподкачивающим насосом 25. При необходимости отвернуть болт и снять ручной топливоподкачивающий насос;
- - отвернуть семь винтов и, предохраняя от повреждения прокладку, снять заднюю крышку 1 (см. рис. 6) в сборе с подшипником 4 и толкателем насоса низкого давления. Снять прокладку 7;
- - открыть фиксаторы 34 на рейках, отвернуть два стопорных винта втулок и извлечь втулки 9 (см. рис. 1), снять правую 33 (см. рис. 6) и левую 38 рейки. Расшплинтовать, снять шайбу и рычаг реек 41;
- - снять стопорное кольцо 8 и державку грузов 9 в сборе с подшипником 23 и грузами 13. При необходимости выпрессовать оси 10, снять грузы 13 и спрессовать подшипник 23;
-
- - снять секции топливного насоса в сборе. Для этого разметить положение секций относительно гнезда в корпусе насоса — сделать керном на корпусе насоса метку и против риски на фланце 23 (см. рис. 2) корпуса секции.
Это поможет при сборке установить секции в положение, в котором они были до разборки.
Отвернуть гайки 19 и 22. При этом необходимо прокручивать кулачковый вал с тем, чтобы толкатель и плунжер секции в момент откручивания гаек занимали нижнее положение.
В противном случае под действием усилия пружины 8 толкателя может быть повреждена резьба шпилек и гаек 19 и 22;
- - снять стопорные шайбы штуцеров, извлечь из корпуса насоса секции и толкатели в сборе и разложить их по ячейкам переносного стеллажа. Гайки 19 и 22 завернуть от руки на шпильки корпуса насоса;
-
- - отвернуть гайку 15 (см. рис. 1), снять шайбу 16 и съемником И-801.16.000 спрессовать с кулачкового вала муфту 14, снять шпонку 17;
- - разобрать привод регулятора частоты вращения, для чего расшплинтовать и отвернуть гайку 3, снять шайбу и съемником снять шестерню 1 в сборе с подшипниками 2.
Расстопорить и отвернуть гайку 36, установить съемник И-801.26.000 (рис. 7) и снять эксцентрик 34 (см. рис. 1), фланец 32, шестерню 30 с сухарями 31;
- - отвернуть винты крепления передней 18 и задней 28 крышек подшипников кулачкового вала, с помощью двух отверток извлечь крышки из корпуса насоса и снять кулачковый вал 25 в сборе с подшипниками 23 и 27.
На фланцах крышек 18 и 28 для демонтажа их отвертками выполнено по два диаметрально расположенных паза;
-
- установить съемник И-801 .29.000 (рис. 8) и снять с кулачкового вала подшипники;
- - установить съемник И-801.24.000 (рис. 9) и извлечь из крышки 4 (см. рис. 1) подшипник 5;
- - отвернуть стопорный винт 33 (см. рис. 2), извлечь толкатель 32 в сборе;
- - в случае необходимости разобрать секцию топливного насоса;
- - отвернуть штуцер 15 (см. рис. 3), снять вместе со штуцером упор пружины 14 и пружину 13.
Установить приспособление И-801.21.000 (рис. 10) и, нажимая на рукоятку приспособления, извлечь корпус 11 (см. рис. 3), прокладку 20 и нагнетательный клапан 12;
-
- - сжать пружину 5, снять тарелку 4, пружину 5 и шайбу 6. Извлечь из корпуса 9 насосной секции плунжерную пару в сборе (плунжер 7, втулка 10 плунжера). Вывести из корпуса 9 поворотную втулку 24.
При разборке секции запрещается брать незащищенными руками за рабочие поверхности плунжерной пары.
Собрать агрегаты топливной аппаратуры в порядке, обратном разборке. При этом необходимо иметь в виду следующее.
Обезличивание собранных секций топливного насоса и толкателей плунжера по гнездам корпуса топливного насоса не допускается — они по размерным параметрам подобраны друг к другу.
Поэтому секции топливного насоса и толкатели плунжера должны быть собраны по возможности из ранее стоявших годных приработавшихся деталей и установлены в те же гнезда корпуса топливного насоса, в которых они стояли до разборки.
Детали, подлежащие сборке, должны быть чистыми, трущиеся поверхности смазаны моторным маслом. Коррозия, грязь, забоины на рабочих поверхностях деталей не допускаются.
Не допускается протирать детали обтирочным материалом и брать незащищенными руками.
Новые плунжерные пары или нагнетательные клапаны должны быть промыты в профильтрованном дизельном топливе.
Перед запрессовкой осей и установочных штифтов в корпус насоса он должен быть нагрет в масляной ванне до 80 ÷ 100°С, а запрессовываемые детали смазаны моторным маслом.
Уплотнительные резиновые кольца устанавливать в канавки с помощью оправок без повреждений и перекручивания.
Заходные фаски и поверхности деталей, сопрягаемые с уплотнительными кольцами и манжетами, перед сборкой смазать смазочным материалом ЦИАТИМ-20I или ЦИАТИМ-203.
При установке подшипников после напрессовки внутреннего кольца на вал проверить состояние внутреннего кольца.
Переднюю крышку 18 (см. рис. 1) устанавливать осторожно, предохраняя от повреждения манжету 20.
Винты крепления крышек 18 и 28 надежно затянуть и законтрить, зачеканив металл корпуса в шлиц головки винта.
При затянутых винтах крепления крышек 18-и 28 кулачковый вал должен свободно от руки проворачиваться в подшипниках.
Продольный (осевой) люфт вала при приложении осевого усилия 5—6 кгс должен быть в пределах 0,01—0,07 мм. Регулировать прокладками 19.
-
При сборке толкателей плунжеров штифт запрессовать заподлицо с опорной поверхностью под пяту толкателя.
Ролик толкателя должен свободно вращаться на втулке, втулка — на оси ролика. Заедание в сопряжении указанных деталей не допускается.
Толкатель и сухарь в сборе, смазанные моторным маслом, должны свободно перемещаться в гнезде топливного насоса под действием силы тяжести.
В случае замены кулачкового вала, корпуса топливного насоса или толкателей плунжера замерить секции корпуса топливного насоса — размер Н (рис. 11).
При замерах кулачковый вал установить так, чтобы толкатель плунжера замеряемой секции занял крайнее нижнее положение.
В случае замены плунжерной пары у вновь собранной секции замерить размер «Н» (см. рис. 3). Размер «Н» замерять в момент закрытия торцом плунжера 7 отверстия из полости нагнетания «А».
По результатам замеров и табл. 3 определить номер группы и четко нанести этот номер против гнезда секции на корпусе топливного насоса, фланце 18 корпуса секции. Ранее стоявшие номера групп зачеканить.
Размеры, мм
№
группы
Нк
Корпуса топливного
насоса (см. рис. 50)
Нс
Секции топливного
насоса (см. рис. 42)
117,80 – 117,85
110,70 – 110,75
0
117,85 – 117,90
110,75 – 110,80
1
117,90 – 117, 95
110,80 – 110,85
2
117,95 – 118,00
110,85 – 110,90
3
118,00 – 118,05
110,90 – 110,95
4
118,05 – 118,10
110,95 – 111,00
5
118,10 – 118,15
111,00 – 111,05
6
118,15 – 118,20
111,05 – 111,10
7
118, 20 – 118,25
111,10 – 111,15
8
118,25 – 118,30
111,15 – 111,20
9
Разность номеров групп гнезда секции в корпусе насоса и секции 1 сборе определит номер группы и размер пяты толкателя 3.
При сборе секции топливного насоса с новой плунжерной парой дополнительно проверить легкость перемещения плунжера по всей длине хода и углу поворота; заедание плунжера во втулке не допускается.
Проверить утопание хвостовика плунжера 7 в тарелке 4.
Нижний торец плунжера 7 не должен доходить до плоскости тарелки 4 на 0, 1—0,3 мм.
При сборке штуцер 15 смазать дизельным топливом и затянуть (момент затяжки 10—12 кгс/м).
После сборки проверить легкость вращения поворотной втулки 24 при сжатой пружине толкателя 5. Заедание втулки не допускается.
Собранные секции установить в корпус топливного насоса так, чтобы шпильки крепления секций находились в середине отверстий фланца корпуса секции.
При этом прорези на корпусе секции для установки рейки и метка на плунжере должны быть обращены в сторону полости в корпусе насоса под регулятор.
Затянуть гайки 19 и 22 (см. рис. 2) крепления фланца 23 секции топливного насоса (момент затяжки 2,5— 4,5 кгс/м).
После затяжки гаек 19 и 22 проверить плавность перемещения рейки при проворачивании кулачкового вала.
После регулировки начала подачи топлива секциями насоса проверить топливный насос на герметичность топливной магистрали низкого давления по следующей методике.
Слить топливо из магистрали низкого давления, заглушить отверстие перепускного клапана пробкой.
Погрузить топливный насос в ванну с дизельным топливом так, чтобы резьба штуцеров 21 находилась над уровнем поверхности топлива. Через топливоподводящий штуцер в магистраль низкого давления топлива подвести воздух.
Топливная система насоса герметична, если при плавном повышении давления со скоростью 1,5 кгс/см2/мин от 0,5 кгс/см2 до 5 кгс/см2 не наблюдается выделение из насоса пузырьков воздуха.
При сборке регулятора проконтролировать, чтобы шестерня 25 (см. рис. 6) на кулачковом валу проворачивалась без заеданий.
После установки деталей демпфера (шестерня 25, сухарь 26, проставка, шпонка, фланец 27 и эксцентрик 28) гайку 30 затянуть (момент затяжки 4— 6 кгс/м) и законтрить шайбой 29.
Окружной люфт в деталях демпфера шестерни не допускается.
Грузы регулятора должны по статическому моменту отличаться на 2х10 кгс/м, не более. Грузы, установленные на державку, должны свободно качаться на своих осях под действием собственной массы.
Перед напрессовкой втулки на муфту 12 втулку нагреть в масляной ванне до 80—100 °С, а муфту смазать моторным маслом.
Должны свободно, без заеданий и прихватываний, перемещаться и проворачиваться:
- - муфта 12 в державке 9;
- - упорная пята в муфте 12 и на пальце 14 рычага муфты грузов.
-
При сборке рычагов 9 и 12 (рис. 11) обеспечить, чтобы регулировочный болт 16 пружины регулятора был завернут в рычаг 9 до размера Н = 52 ± 0,5 мм и законтрен гайкой 17.
Преднатяг пружины корректора регулировать гайкой 14. Он должен быть равен 15—16 кгс.
После регулировки гайку 14 законтрить шплинтом. Корпус корректора завернуть в рычаг 9 так, чтобы головка корректора выступала за плоскость «J» на 0,05—0,15 мм.
После установки корпус корректора законтрить гайкой 13.
При сборке верхней крышки обеспечить следующее
Перед запрессовкой втулок крышку нагреть до 80—100° С, а втулки смазать моторным маслом.
Возвратная пружина 16 (см. рис. 6) должна возвращать рычаг 7 (см. рис. 4) в исходное положение (до упора в болт 6).
Регулировочные болты ограничения хода рычагов 2 и 7 завернуть в бобышки и законтрить гайками.
Причем болты 3 и 6 должны выступать из бобышек соответственно на 2—4 и 8—10 мм, а болты 1 и 8 должны быть завернуты заподлицо с торцами бобышек.
При сборке крышки 1 (см. рис. 6) перед запрессовкой подшипника 4 крышку нагреть до 80—100° С.
После запрессовки крышку остудить до 20 ± 3° С и замерить размер «Е» (см. рис. 12) от привалочной плоскости «А» крышки до торца обоймы подшипника.
При установке деталей в корпус топливного насоса высокого давления обеспечить следующее.
Рычаги регулятора должны перемещаться свободно без заеданий, а стопорные кольца подшипников стоять в своих канавках.
Пружины регулятора 37 (см. рис. 6) и стартовой подачи 39 установить так, чтобы свободный конец зацепа пружины был направлен вниз, к кулачковому валу.
Выступание торца головки болта 5 (см. рис. 12) от привалочной плоскости «В» корпуса насоса должно быть равно размеру С = (55,5 ± 0,2 мм).
Зазор между корпусом топливного насоса 3 и ограничительной гайкой 4 должен быть равен размеру F = (0,8—1,0 мм).
Регулировочный болт 5 и ограничительная гайка 4 должны быть законтрены.
До установки рычага 35 (см. рис. 4) проверить усилие перемещения соединенного с рейками рычага 43 за штифт 32 в направлении оси муфты грузов.
При неподвижном кулачковом вале это усилие должно быть в среднем положении реек не более 0,15 кгс, в крайних положениях— 0,6 кгс.
При установке деталей регулятора в корпус топливного насоса высокого давления определить толщину Е) пакета регулировочных прокладок 18 (см. рис. 12).
Толщина пакета регулировочных прокладок 18 оказывает влияние на запас хода реек в сторону выключения подачи топлива при полностью разведенных грузах регулятора, частоте вращения кулачкового вала 500—550 об/мин и упоре рычага 2 (см. рис. 4) в болт 3.
При уменьшении толщины пакета прокладок запас хода реек увеличивается, при увеличении уменьшается.
Для выполнения этой работы муфту грузов 7 (см. рис. 12), державку 6 в сборе с грузами подать в осевом направлении в сторону задней крышки 1.
В образовавшийся зазор между муфтой 7 и пятой 11 установить калибр-приспособление толщиной 3,75—0,026 мм.
После установки калибра-приспособления упереть рычаг 9 в головку болта 5, рычаг 12 в рычаг 9; при этом державку 6 с муфтой 7 придвинуть к пяте 11 так, чтобы были зажаты:
- - калибр-приспособление между муфтой 7 и пятой 11;
- - ролики грузов между площадкой державки 6 и муфтой 7. При таком положении державки 6 замерить размер G — выступание торца державки за привалочную плоскость «В» корпуса насоса.
По формуле определить толщину D пакета регулировочных прокладок 18:
В = Е +0,6 – G
В этой формуле размеры Е и G определялись замерами, 0,6 — толщина паронитовой прокладки 2.
Определить толщину D пакета регулировочных прокладок можно также при наличии калибра-приспособления толщиной 3,75—0,025 мм и набора щупов.
При этом на корпус насоса 3 установить и закрепить винтами заднюю крышку 1 с прокладкой 2. державку 6 с муфтой 7 сдвинуть к крышке 1 до упора торца державки в подшипник крышки.
Прижать рычаг 9 к головке болта 5, рычаг 12 к рычагу 9 и в образовавшийся зазор между пятой 11 и муфтой 7 установить калибр - приспособление и пакет щупов.
Толщина пакета щупов должна быть такой, чтобы ролики грузов были зажаты между площадкой державки грузов и муфтой грузов.
Толщина щупов будет определять толщину Е) пакета прокладок 18. После выполнения работ снять крышку 1 и установить пакет прокладок 18 толщиной Е), проверить контровку гаек 3 и 36 (см. рис. 1).
Установить крышку на корпус насоса и закрепить винтами.
Три верхних винта крепления задней крышки установить на пасту герметик. Разница между определенной толщиной D пакета прокладок и фактически установленной не должна превышать 0,1 мм.
После сборки убедиться, что запас хода реек в сторону выключения подачи не менее 0,5 мм при полностью разведенных грузах регулятора.
В собранном регуляторе все детали должны перемещаться без заеданий. Рычаги управления и выключения подачи регулятора под действием пружин должны четко возвращаться в исходное положение.
При сборке топливного насоса низкого давления и ручного топливоподкачивающего насоса учесть следующее.
Шток и втулка топливного насоса низкого давления составляют прецизионную пару, раскомплектовывать которую не допускается.
В случае необходимости замены одной из деталей менять их комплектно. Новую втулку со штоком установить в корпус с применением эпоксидного клея. После просушки клея проверить герметичность корпуса воздухом под давлением 4÷6 кгс/см2.
Корпус и поршень топливного насоса низкого давления по размеру диаметра соответственно цилиндра и поршня разбиты на две размерные группы, цилиндр и поршень ручного насоса — на три размерные группы.
Номер группы нанесен на видном месте деталей. В случае замены вновь устанавливаемая деталь должна быть той же размерной группы.
При сборке детали топливного износа низкого давления и ручного насоса смазать (смочить) профильтрованным дизельным топливом,
Резьбовое соединение цилиндра ручного насоса с корпусом цилиндра и болт крепления ручного насоса в сборе к корпусу насоса низкого давления затянуть. Момент затяжки должен обеспечить герметичность соединения.
При сборке автоматической муфты опережения впрыска топлива не обезличивать грузы.
По статическому моменту относительно отверстия под ось груза они разбиваются на шесть размерных групп.
Разница в статическом моменте грузов одной группы должна быть 8х10 кгс/м, не более.
Перед сборкой детали муфты опережения впрыска топлива смазать моторным маслом.
Резьбовое соединение корпуса 1 с ведомой полумуфтой 9 затянуть (момент затяжки 25— 28 кгсм).
После сборки топливный насос высокого давления в сборе с насосом низкого давления и муфтой опережения впрыска в течение часа обкатать в стендовых условиях на дизельном топливе с частотой вращения кулачкового вала 1000 ± 50 об/мин.
При обкатке на стенде смазывание насоса должно быть с принудительной циркуляцией профильтрованного моторного масла под давлением 1— 7 кгс/см2.
Перед началом испытаний в насос через отверстие, закрытое пробкой 5 (см. рис. 4), и в муфту через отверстия, закрытые винтами 13, залить по 0,16—0,20 л моторного масла.
Давление топлива в магистрали низкого давления топливного насоса должно быть 0,5—2 кгс/см2.
Первые 10 мин обкатки рычаг 2 (см. рис. 4) должен быть на упоре в болт 3.
В течение последующих 50 мин рычаг 2 должен перемещаться между болтами 1 и 3 с частотой 10—12 полных движений в минуту.
Обкатку проводить с проверенным комплектом форсунок.
Во время обкатки насоса стуки, посторонние шумы не допускаются. Температура масла на выходе из топливного насоса не должна превышать 80° С.
Если при обкатке замечен стук, посторонний шум или другая какая-нибудь неисправность, обкатку прекратить, насос разобрать, неисправность устранить и насос собрать.
Обкатку насоса повторить в полном объеме, если при устранении неисправности была заменена новой, необкатанной хотя бы одна из следующих деталей (узлов): корпус топливного насоса, плунжерная пара, кулачковый вал с подшипниками, толкатель плунжера, нагнетательный клапан, шестерня привода регулятора, державка грузов, упорная пята, рычаги регулятора, задняя крышка регулятора, рейка, корпус, или поршень, или толкатель топливного насоса низкого давления.